Электронные библиотеки и интернет-конференции

Российская государственная библиотека (для тех, кто не в курсе – бывшая Ленинка) проводит очень интересные мероприятия (не одна конечно, а совместно с  Главным информационно-вычислительным центром МК РФ и Российской ассоциацией электронных библиотек (НП «ЭЛБИ») – интернет-конференции по различным темам. Последняя была 6 августа (информация о ней и других – здесь http://www.rsl.ru/). Причем эта интернет-конференция была по теме электронных библиотек. Кому интересно, рекомендую посмотреть здесь http://www.aselibrary.ru/

Мне кажется, эти конференции – тоже инновация. Для РГБ. Для библиотек вообще.

А что касается электронных библиотек, то меня, например, мучает вопрос “а что это такое?”. Нет, конечно все примерно представляют их, написаны учебные пособия и читаются лекции, НО все понимают это явление по разному … И сами ЭБ такие разные :(

После длительного осмысливания (я сейчас в отпуске – время, остающееся от ремонта ванной и покатушек “вторым номером” на байке, позволяет) я решила, что в определении их надо “оглядываться” на просто-библиотеку (их еще “традиционными” называют) как можно меньше.

Они конечно родственники – электронные библиотеки и обычные, но! ЭБ родственна не сегодняшней, привычной нам всем, библиотеке ХХ века, а более “древним ее формам, что ли …

Вот такая крамольная мысль.

Очень хочу спросить всех – что вы понимаете под этим “словом” – “электронная библиотека”? (сразу прошу про библиотеку Мошкова не говорить – это ярчайший образец, но не все ЭБ…)

Что в ЭБ нового? Как ее можно определить? Какие они?

Давайте подумаем …

Популярность: 100%

15 коммент.

  1. А меня вот больше волнует вопрос – чем электронная библиотека отличается от электронной книги?
    Вот например, купила я себе e-book, закачала туда много книжек. И что, у меня теперь это не книга, а библиотека? Или все-таки книга-сборник? А все ли собрания книг в инете являются электронными библиотеками? или это тоже можно назвать сборниками? Как отличить электронное издание от электронной библиотеки?
    Море вопросов, и ни одного ответа

  2. GJN @ 15 августа, 2009

    Екатерина, приветствую! И всех тоже! Мне думается, что в вопросе электронных библиотек и электронных книжек мы все попадаем под магию слова “электронная”. А разница между ними такая же как и между обыкновенной библиотекой и обыкновенной книгой. Да-да, мне скажут, что в е-бук можно десятки-сотни книг закачать … ну и прекрасно! И это ваша личная библиотека – точно такая же, какая наблюдается в книжных шкафах во многих наших квартирах.
    А в понимании ЭБ я исхожу из аналогии с “традиционной библиотекой” … библиотека в основном ее понимании это (за цитату не поручусь, но смысл точен) – “организованное собрание книг предназначенное для общественного использования”… именно – для общественного!!! да еще и организованннон, то есть систематизированное, структурированное, управляемое!!! и входят в него документы (то есть информация, неважно на каких носителях) общественного назначения (тиражированные как правило, то есть “опубликованные”). За точными формулировками можно обратиться в учебники по библиотековедению, Федеральный закон “О библоитечном деле” и 4 Главу Гражданского Кодекса.
    “Фишка” ЭБ в том (это мое мнение), что формы предоставления этих “общественных документов” в “общественное пользование” у них более разнообразные, чем у “традиционных” библиотек.
    Собраний книг в инете много, но не все из них ЭБ – я в этом убеждена. Предлагаю эту тему подвергнуть более детальному обсуждению, отдельной темой.

  3. Stas @ 23 августа, 2009

    Я как-то так и не могу привыкнуть к этим электронным библиотекам. Наверное всё таки привычка с детства. Читать именно бумажный переплет. Взял книгу в руки завалился на диван и читаешь.

  4. GJN @ 24 августа, 2009

    тут я согласна со Stas’ом: в нас, конечно уже наверно на генетическом уровне заложена привычка читать, держа книгу в виде кодекса в руках … Но книга такой формы да еще и с напечатанными буковками была далеко не всегда :) ))
    думаю, людям в 14-16 веках себя тоже приучать приходилось в такому чтению и таким книгам …
    “Плюшка” ЭБ и книги в цифровом формате – это возможность поиска нужной именно тебе информации, сведения. Там это делается намного быстрее.
    Ведь не секрет, что далеко не все книги (особенно для работы или учебы) надо читать “от корки до корки”, да и времени на это нет …
    Поэтому для работы они уже сейчас (как сказал бы дедушка Ленин) “архинужны”, а вот для отдыха, получения эстетического и интеллектуального удовольствия, неторопливого обдумывания – милости просим на диван :) ))
    Это я к тому, что обыкновенные книги и э-книги, и библиотеки и э-библиотеки друг друга не отменяют и не противоречат друг другу …

  5. 0t4 @ 27 августа, 2009

    ну как же? эдектронная библиотека – это то же содержание книг только в электронном виде. чего тут непонятного не знаю…. это клево – зашел выбрал что почитать открыл как книгу и вперед. правда дизайн нужен хороший а для крупного проекта это не очень выгодно сказывается на производительности. но всегда можно придумать что то новенькое верно?

  6. Andrey @ 6 сентября, 2009

    Да электронные технологии нужны!

  7. Saw... @ 10 сентября, 2009

    Ведь не секрет, что далеко не все книги (особенно для работы или учебы) надо читать “от корки до корки”, да и времени на это нет …

  8. Леший @ 12 сентября, 2009

    Выскажусь!
    Если у вас на полке 100 книг, это собрание книг если они подобраны по определенной тематике, это библиотека, если тематик много но есть четкая каталогизация, и это свалка если вы и сами не в курсе что и где лежит)))

  9. Книжник @ 20 октября, 2009

    Модерировать надо а то кроме трех нормальных коментов все остальное спам.

  10. Копчёный @ 3 декабря, 2009

    Я журналист,пишу статьи на разные темы,в частности про авто,медицину,недвижимость и др.В связи с этом вопрос:могу ли я Вам писать статьи за умереную цену?Спасибо работаем : )

  11. GJN @ 3 декабря, 2009

    Копченому: Рада, что мои опусы вызвали интерес профессионально-понимающего человека. Писать нам можно … Но платить никто не будет :) Уж извините. Этот блог абсолютно некоммерческое предприятие, является, так сказать, “побочным продуктом” деятельности научных сотрудников Федерального государственного учреждения “Российская государственная библиотека” (это – если Вы верх странички этой не смотрели). Я пишу в этом блоге во внерабочее время и отдельно за это мне – федеральному бюджетнику – никто не платит.
    А так – милости просим. Хорошие авторы и умные статьи нам нужны.

  12. Никита @ 11 мая, 2010

    Электронная библиотека – это прежде всего информационная система, в которой собраны различного рода электронные документы. ИС может быть и веб-сайтом, как всем известная библиотека Машкова. В википедии вроде есть статейка по этому поводу)
    У нас создан сайт, связанный с вопросом электронных библиотек. Готов написать пост для презентации нашего сообщества в данном блоге.

  13. GJN @ 13 мая, 2010

    А Машков у нас вроде как Мошков :)
    И википедия – не панацея(что бы там про самонаполняемый контент не говорили…). Сборище электронных документов не обязательно электронная библиотека, так же как груда кирпичей – не есть дом … Что такое в Вашем понимании “информационная система”? Вообще, что такое ЭБ спорят многие … специалисты … библиотечные … и не совсем :)
    А посты новые пишите – мы рады новым мыслям и идеям …

  14. Никита @ 18 мая, 2010

    Ага, с Мошковым ошибся. так раньше появлялись новые фамилии)
    Определение информационной системы у нас даже в пресловутом законе о защите информации прописано. Да, вы совершенно правы собранные в одно

    В тему ЭБ скопипастю определение с нашего сайта: ЭБ – Это организация, в том числе виртуальная, которая полностью собирает, управляет и хранит в течение длительного срока разнообразный цифровой контент (данные, мультимедийные данные, метаданные)и предоставляет своим пользователям ориентированную на сообщество функциональность измеряемого качества в соответствии с определнными политиками. Это конечная “система”, воспринимаемая конечными пользователями как электронная библиотека.

  15. Никита @ 18 мая, 2010

    Ага, с Мошковым ошибся. так раньше появлялись новые фамилии)
    Определение информационной системы у нас даже в пресловутом законе о защите информации прописано. Да, вы совершенно правы. Собранные вместе, пусть даже с какой-нибудь структуризацией электронные документы не являются электронной библиотекой. Ими необходимо правильно оперировать, хранить доп. информацию, определять правила использования. в конце концов ЭБ не может стоять особняком. Она должна взаимодействовать с другими системами.
    Вообще корректней рассматривать три разных понятия электронная библиотека, система электронной библотеки и система управления электронной библиотекой. Между ними существует определенная разница и каждая выполняет свои функции. Есть где разгуляться, если уж совсем глубоко копать. Напишем скоро статью, отражающую все моменты. Пока могу презентацию найти только, ну это уж если совсем интересно))
    По поводу собственного понимания ИС. Вот все, что я понаписал сводим с программным или програмно-аппаратным комплексом, поддерживающим как раз те самые функционирующие процессы внутри организации, которые мы заранее определили и формализовали. Все вместе и есть информационная система.

    В продолжение определения ЭБ скопипастю определение с нашего сайта: ЭБ – Это организация, в том числе виртуальная, которая полностью собирает, управляет и хранит в течение длительного срока разнообразный цифровой контент (данные, мультимедийные данные, метаданные)и предоставляет своим пользователям ориентированную на сообщество функциональность измеряемого качества в соответствии с определнными политиками. Это конечная “система”, воспринимаемая конечными пользователями как электронная библиотека.

    ps кому прислать текст, чтобы опубликовать отдельным постом? а то мне самому же не разрешено. жду письма на почту)

Оставить комментарий